Пространство безграничных возможностей

Поделиться Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPin on Pinterest

Звезды интересуют многих. Достаточно хоть раз взглянуть на небо, на все величие глубин Вселенной, и невозможно остаться равнодушным.  Об особенностях и чертах астрономии рассказал Максим Шундалов, доцент, кандидат физико-математических наук кафедры физической оптики физфака БГУ. Он около 10 лет преподает астрономию. Соавтор учебного пособия «Астрономия», который вышел в этом году.

Астрономия в Беларуси

— Это естественная наука, где любительские исследования по прежнему имеют ценность. Объектов много, поток информации большой. Любители обрабатывают результаты наблюдений, которые позже включаются в общую картину. К примеру, на территории Витебской области находятся две астрономических обсерватории имеющие код Центра малых планет (официальная организация при содействии Международного астрономического союза): Обсерватория «Taurus-1» и Витебская любительская астрономическая обсерватория. В Витебской обсерватории было сделано множество разных астрономических открытий, а обсерватория «Taurus-1» является лидером по числу наблюдений комет.

Доцент кафедры физической оптики Максим Шундалов

В отличие от России, где астрономия исключена из школьной программы, в Беларуси она есть в 11 классе. Также у нас проводятся школьные олимпиады и научно-практические конференции.

«Я вижу, что приходят на олимпиады, конференции школьники с горящими глазами. Или после первой лекции ко мне подходят несколько студентов и говорят, что занимаются астрономией. Просто сообщают мне, что они такие есть».

Специфика преподавания

— Непросто найти баланс между увлекательными изображениями и обилием формул и вычислений, чтобы студенты не потеряли интерес к предмету. Это синтетическая наука, которая является одной из сложнейших. В первую очередь это физика (существует раздел астрономии — астрофизика). И физика здесь глубокая — механика, теория относительности, оптика, атомная физика… Сюда же относится техника. Чтобы понять, как устроен прибор, надо обладать техническими навыками. Нужна математика и ее уравнения, описывающие движения объектов, геометрия с ее пространственными моделями. И химию тоже надо знать, поскольку мы не можем оторвать кусок от Солнца и разложить его на элементы в лаборатории. Мы можем зафиксировать спектр излучения Солнца и потом на основе полученного делать выводы о химическом составе. И в последние годы возникают биологические задачи. Астробиология — наука, предметом которой является изучение происхождения эволюции и распространения жизни на других планетах во Вселенной.

Фото: Виктор Малыщиц

Чтобы лучше понять, как устроена Вселенная далеко ходить не надо. К примеру, в педагогическом университете им. М. Танка есть маятник Фуко. Он наглядно доказывает, что Земля вращается: во время колебаний маятника шар медленно поворачивается в сторону, противоположную от вращения нашей планеты, совершает полный оборот каждые сутки. Всего в мире подобных маятников около двадцати экземпляров. Также к значимым в Беларуси астрономическим объектам относится часть дуги Струве (общая протяженность которой составляет более 2820 километров) – сеть из 265 триангуляционных пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра. Создавалась с целью определения параметров Земли, ее формы и размера.

В рамках проведения университетских занятий есть определенные ограничения. Среди них – график пар, которые не всегда совпадает с астрономическими событиями, за которыми можно было бы понаблюдать. К тому же отсутствует возможность следить за вечерним небом из-за подсветки Минска. Поэтому к вниманию студентов БГУ предлагаются традиционные площадки: обсерватории в БГУ и в парке им. Горького.

Литература

Об астрономии можно прочитать из многих источников. «Как правило, у изданий по астрономии импакт-фактор (индекс цитирования) выше , чем у журналов по физике или химии. Я подписан на содержания номеров научных журналов.

«Ученые открывают какое-нибудь явление – и тут же появляются об этом новости в СМИ. Это очень грамотный PR-подход к популяризации науки. Чем больше внимания, тем больше перспектив финансирования».

Обновляется учебная литература. В августе 2016-го вышло учебное пособие «Астрономия», которое мы подготовили совместно с В.И. Шупляком, А.П. Клищенко и В.В. Малыщицем. В основном — это переработанное пособие первой книги, но время прошло, и мы накопили много новой информации, было сделано много открытий. К тому же в книгу добавили задачи олимпиадного уровня. Взяли многое с сайта, подготовленного на физическом факультете БГУ.

В.И. Шупляк, М.Б. Шундалов, А.П. Клищенко, В.В. Малыщиц. Астрономия. Учебное пособие. — Минск. — Вышэйшая школа. — 2016, 310 стр.

«За помощью к преподавателям физфака обращаются из Белкартографии, Республиканского института профессионального образования, чтобы мы нашли и исправили ошибки в атласе звездного неба для школьников и в другой литературе».

На занятия к студентам я планирую пригласить Тимофея Авилина, автора книги «Паміж небам і зямлей: этнаастраномія» – первой в истории страны книги по этноастрономии. В ней есть много легенд, поверий и историй, которые рассказывали наши предки о Вселенной.

Фантаста Рея Брэдбери я прочитал еще в детстве. Возможно, книги писателя оказали на меня некое влияние. Сейчас, когда появляется свободное время, отдаю предпочтение научно-популярной литературе.

«Хорошим примером научной фантастики считаю книгу «Марсианин» Энди Уира, которую прочитал за пару ночей, очень уж увлекла. И фильм, конечно, посмотрел. Есть серьезное допущение без которого сюжет не получился бы. На Марсе нет таких сильных песчаных ураганов, которые могли бы опрокинуть ракету. Там разряженная атмосфера. И автор знает об этом, признается в интервью, что ураганы добавлены специально для остроты происходящего. А в остальном, если все сложилось бы таким образом, который описан в произведении, то вполне правдоподобное развитие событий».

В Беларуси можем наблюдать

Солнечные и лунные затмения, движение небесной сферы, фазы Луны… Чаще всего замечают метеоритные дожди, о которых обычно говорят «звезды падают». Бытует мнение, что в это время надо успеть загадать желание. В последние годы можно наблюдать полярные сияния, но в наших широтах они не очень яркие. Увидеть их вооруженным глазом сложно. Но современные цифровые камеры фиксируют это явление. Если есть телескоп и фильтр, то можно наблюдать пятна на Солнце (только под руководством опытного астронома, чтобы не повредить зрение!) — это и школьники делают.

«В марте прошлого года было солнечное затмение, о котором предупредил студентов заранее. Смотреть на солнце невооруженным глазом опасно. Принадлежащий обсерватории БГУ разместили во внутреннем дворике университета. У меня были занятия в то время. Раздал дискеты студентам, отпустил смотреть на затмение».

Есть ли жизнь помимо Земли?

Это самый важный вопрос, интересующий многих. А есть ли на него ответ? К примеру, в 2015 году НАСА объявило, что на Марсе найдены реки — сезонно появляющиеся потоки соленой жидкой воды. Также астрономы пришли к заключению, что под толстым слоем льда, покрывающего спутник Юпитера Европу, находится океан воды, чрезвычайно богатый кислородом. Если бы в этом океане была жизнь, то такого объема растворенного кислорода хватило бы на поддержание миллионов тонн рыбы. Впрочем, пока о существовании сколь-нибудь сложных форм жизни на Европе речи не идет.

Мы не знаем никакой другой жизни, кроме той, к которой сами принадлежим, а она построена на углероде. Поэтому предполагается следующее: для того чтобы возникла жизнь, нужна температура выше 0° С (т. е. жидкая вода), электричество, набор химических элементов и время. Существование жизни где-либо, помимо нашей планеты, – для меня бесспорно. По формуле Дрейка (определяющей количество внеземных цивилизаций в нашей Галактике, с которыми может быть установлен контакт) самые оптимистические из реалистических оценки дают около 20 000 цивилизаций. Ближайшая к Земле звезда (после Солнца) Проксима Центавра находится на расстоянии чуть более четырех световых лет. Европейские астрономы в этом году обнаружили в этой системе землеподобную планету размером с Землю, на поверхности которой может потенциально существовать жизнь. Современные технологии позволяют отправить туда беспилотную ракету (но еще не создано подобное). И если это сделать сейчас, то, возможно, через полвека она будет там. Несколько лет будет идти сигнал, а после уже нашим потомкам посчастливиться увидеть заветные снимки.

Алёна Левшеня

Поделиться Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPin on Pinterest